Об Управлении

Правовые основы формирования системы надзора и контроля в сфере образования Республики Башкортостан

Формирование системы надзора и контроля в сфере образования в субъектах Российской Федерации прошло несколько этапов.
В 2005 году в связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации появились надзорные полномочия в сфере образования и одновременно с этим расширились контрольные полномочия.
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 №199-ФЗ в компетенцию субъектов Российской Федерации, помимо лицензирования образовательной деятельности, включены в качестве самостоятельных полномочий аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации).
Кроме того, данным Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществления надзора и контроля в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием.

В 2007 году процесс законодательного уточнения полномочий продолжился, но уже в части законодательной регламентации полномочий и процедур по надзору и контролю в сфере образования. Однако в отличие от предыдущих законодательных инициатив, федеральные законы, принятые в 2007 году, основаны на комплексном подходе к урегулированию вопросов надзорно-контрольной деятельности и оценки качества образования.
В основе данного подхода лежат как внутренние процессы развития системы образования (например, утверждение новых практик, проведение и завершение ряда экспериментов (ЕГЭ) в рамках процесса модернизации образования), так и общегосударственные процессы (в частности, реализация административной реформы).
В конце 2006 – в 2007 годах принято три федеральных закона, полностью изменивших концепцию и принципы осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере образования:
1.) Федеральный закон от 29 декабря.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;
2.) Федеральный закон от 09 февраля 2007 №17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена;
3.) Федеральный закон от 20 апреля 2007 №56-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
Этими законами, во-первых, установлены новые государственные функции по контролю в сфере образования, а, во-вторых, закреплена совершенно иная, отличная от существовавшей с момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании», организационно-управленческая модель реализации этих функций.
Новая модель контроля и оценки качества образования введена Федеральными законами от 31 декабря 2005 №199-ФЗ и от 20 апреля 2007 №56-ФЗ, в соответствии с которой в рамках контрольных процедур в сфере образования сохранились только лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных организаций. Кроме того, указанные процедуры подверглись модернизации:
1) лицензирующие органы в сфере образования наделяются полномочием по приостановлению действия и аннулированию лицензии на ведение образовательной деятельности;
2) аттестация как самостоятельная процедура ликвидируется и включается в состав государственной аккредитации;
3) также законодательно устанавливаются основания приостановления действия и лишения образовательного учреждения (организации) свидетельства о государственной аккредитации.
Значительно видоизменяются функции надзора и контроля исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов), которые дополняются также мерой обеспечительного характера в форме направляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием.
При этом в законодательстве закрепляется и получает достаточно подробную регламентацию функция государственного контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников (вместо ранее существовавшей функции контроля исполнения государственных образовательных стандартов).
Важно отметить, что теперь Законом Российской Федерации «Об образовании» функция государственного контроля качества образования рассматривается как самостоятельное направление деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственный контроль качества образования осуществляется:
1. в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности реализуемых образовательных программ в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах;
2. в форме и по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений.
Между тем, значительным этапом в развитии контрольно-надзорной деятельности в сфере образования стало принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которым внесены существенные изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части разграничения компетенций по реализации уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации полномочий по контролю и надзору в сфере образования, а также закреплена принципиально новая модель их реализации.
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2006 № 258-ФЗ (статья 2) все полномочия по контролю и надзору в сфере образования объявлены федеральными. Но определенная часть из них передается вместе с субвенциями из федерального бюджета для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно:
1. лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений;
2. надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, надзор за которыми отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний;
3. осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных учреждений, контроль качества которых отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Для реализации вышеуказанных полномочий в субъектах Российской Федерации созданы самостоятельные органы исполнительной власти, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования и финансирование которых осуществляется из субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Поскольку принятый в конце 2006 года Федеральный закон требовал проведения большого числа подготовительных мероприятий как в части финансового обеспечения установленных полномочий, так и в части значительных структурных изменений в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, его введение было предусмотрено с 1 января 2008 года.
Так как федеральным бюджетом на 2008 год не был предусмотрен необходимый объем средств для выделения их субъектам Российской Федерации в виде субвенций, вступление в силу соответствующих положений статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 №258-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» было перенесено на 1 января 2009 года.
На основании Указа Президента РБ от 29 декабря 2008 года № УП-761 образованно Управление по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования Республики Башкортостан.
В соответствии с Указом Президента РБ от 4 августа 2010 года № УП-449 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» Управление по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования Республики Башкортостан преобразовано в  Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан.
 Обрнадзор РБ действует на основании «Положения об Управлении по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан», утвержденного указом Президента Республики Башкортостан от 16 сентября 2010 года № УП-545 (в ред. Указа Президента Республики Башкортостан от 29 декабря 2011 года № УП-701).
Начальником Обрнадзора РБ распоряжением Президента Республики Башкортостан от 04 августа 2010 года  № РП-100 назначена Ганеева Альмира Альбертовна.
В соответствии с Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2012 года) к полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:
1) государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 настоящего Закона), иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 настоящего Закона), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений;
3) подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Полномочия Управления распространяются на более чем пять тысяч образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Башкортостан (за исключением образовательных учреждений, отнесенных к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере образования)